Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Навигация




Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сколько дней блогу

Роспись и живопись

Роспись

Роспись - это искусство декорирования кистью и красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Живопись пространственно отражает на холсте окружающий мир. Роспись же более проста, символична, осязательна и неотъемлема от украшаемого изделия. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей росписей. Вот некоторые из них.

Борецкая роспись

Борецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Одна из северодвинских росписей. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи — село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Владимирская роспись

Верхнеуфтюжская роспись

Гжельская роспись

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Добыча глины в этом районе ведётся с XVII века. Вначале блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда, производимая из местной глины, расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия стали расписывать только синей краской - это стало фирменным стилем гжели, узнаваемым во всём мире.

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица — так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П. Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи — сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Жостовская роспись

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.

Липецкая роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в Архангельской области. Центром возникновения считают село Палащелье на реке Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета. Классический вариант - на охристой поверхности (обычно незагрунтованное дерево) террактовая (красная) роспись с чёрными оживками. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Нижнетагильская (тагильская) роспись

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись - русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом. Круг расписываемых предметов велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в XIX веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на чёрном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга — города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX — начале XX века на чёрном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и её притоки Цильма, Пижма и другие — места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками — красной, зелёной, жёлтой, чёрной. Основна пижемской росписи — это геометрический орнамент, выполненный чёрной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зелёной краски.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, красный шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарёй на небе.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящем на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами. В росписях Ракулки доминируют, как правило чёрный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зелёный и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается чётким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются чёрным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Семёновская роспись

Северодвинская роспись

Северодвинская роспись — одно из крупнейших направлений русской росписи. Роспись включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используемые мотивы и символы: древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка… Роспись напоминает северное лето — короткое, долгожданное и очень тёплое.

В основном северодвинской росписью украшались прялки. Лопасть прялки делилась на три области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо-оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Шекснинская золочёнка

«Шекснинская золочёнка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золочёнкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй её основан на сочетании красного, золотого и чёрного цветов, традиционных для древнерусской иконописи. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Живопись

Мстёрская лаковая миниатюра

Палехская лаковая миниатюра

Федоскинская лаковая миниатюра

Холуйская лаковая миниатюра

Какие ещё существуют виды русских росписей?

  • Архангельского края росписи
  • Великоустюжская чернь по серебру
  • Владимирская роспись
  • Волховская роспись
  • Вятская роспись
  • Гаютинская роспсиь
  • Глубоковская роспись
  • Карельская роспись
  • Кемеровская роспись
  • Киевская роспись
  • Кичменгско-Городецкая роспись
  • Курская роспись
  • Липецкая роспись
  • Мстерская роспись
  • Нижегородского края росписи
  • Онежская роспись
  • Павловская роспись
  • Палехская роспись
  • Петриковская роспись
  • Пучужская роспись
  • Тагильская роспись
  • Урало-Сибирская роспись
  • Устюжская роспись
  • Уфтюгская роспись
  • Федоскинская роспись
  • Харовская роспись
  • Холуйская роспись
  • Шенкурская роспись

Роспись и живопись

  • Борецкая роспись
  • Верхнеуфтюжская роспись бересты
  • Городецкая роспись
  • Жостовская роспись
  • Липецкая роспись
  • Мезенская роспись
  • Мстёрская лаковая миниатюра
  • Палехская лаковая миниатюра
  • Пермогорская роспись
  • Полхов-Майданская роспись
  • Ракульская роспись
  • Семёновская роспись
  • Сергиево-Посадская (Загорская) матрёшка
  • Тагильский поднос
  • Федоскинская лаковая миниатюра
  • Холуйская лаковая миниатюра
  • Хохломская роспись
design/crafts/rospis.txt · Последние изменения: 2016/04/07 05:11 — NoZDR

Инструменты страницы