Инструменты сайта

Навигация








Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Сколько дней блогу

Цена nozdr.ru

Траст nozdr.ru

Настоящий ПР nozdr.ru

nozdr.ru Alexa/PR

nozdr.ru Tic/PR


Терминология

При описании способов сборки головоломок опытными сборщиками и профессионалами применяется специальная терминология, которая может быть непонятна начинающему сборщику. Здесь я попытаюсь разъяснить наиболее непонятные термины, чтобы достичь однозначности и избежать путаницы.

Кубик (с большой буквы) - это некая кубическая головоломка, представляющая собой куб, разрезанный параллельно-перпендикулярными плоскостями на слои, состоящие из маленьких «кубиков». Под Кубиком обычно имеют ввиду классический Кубик Рубика размерами 3x3x3. Но бывают Кубики, начиная от 2x2x2 до 100x100x100 и выше, причём до размерности 17x17x17 существуют реализованные механические решения. Размерности выше 17 пока реализованы только на компьютерах.

Начальное положение - это собранный Кубик - то состояние, в котором он изначально продаётся, и в которое его требуется вернуть, чтобы собрать размешанную головоломку.

кубик (с маленькой буквы) - это неделимый маленький элемент головоломки. На самом деле элементы головоломки только снаружи выглядят кубиками, внутри же они совсем не кубические, а очень даже наоборот - с разными выступами и впадинами, которые зацепляются друг за друга и не дают головоломке развалиться.

Центр - центральный одноцветный элемент на грани Кубика. Настоящих центров всего шесть - по одному на каждой грани - и бывают они только на нечётных Кубиках (3x3x3, 5x5x5 и т.д.). Центры определяют цвет грани Кубика. Также центрами иногда называют вообще все одноцветные элементы на кубиках размерности больше 3.

Угол - углом обычно называют не сам угол, а именно угловой элемент, расположенный в углу головоломки. Всего в Кубике 8 углов. При стандартной раскраске они несут по три разных цвета.

Ребро или борт - у любого куба как геометрической фигуры есть 12 рёбер. Рёбрами в Кубике называют рёберные (бортовые) двухцветные элементы головоломки, которые расположены между углами. В Кубике 3x3x3 между углами расположено всего по 1 ребру, в Кубике 4x4x4 - по 2 ребра, в 5x5x5 - по три ребра.

Грань - это «сторона» Кубика. У куба 6 граней - верхняя, нижняя, правая, левая, фронтальная (передняя) и тыльная (задняя). Грани Кубика раскрашены в разные цвета, либо на них нанесены рисунки. При вращении слоёв цвета/рисунки перемешиваются. Основная цель сборки головоломки как раз и состоит в том, чтобы вернуть грани Кубика в начальное неразмешанное состояние.

Слой - вращающаяся часть Кубика. В классическом Кубике 3x3x3 слой - это 9 кубиков (3x3x1). Всего в нём 9 слоёв: 6 внешних Л,П,В,Н,Ф,Т и три внутренних (средних) - Сп,Св,Сн.

Поворот - однократное вращение слоя на 90°

Перехват - однократное вращение всего Кубика на 90°

Алгоритм или формула - последовательность поворотов и перехватов, которую необходимо совершить, чтобы переставить или ориентировать заданные кубики.

Коммутатор - короткий алгоритм (обычно три-четыре поворота), циклически перемещающий и вращающий группу кубиков.

Скрэмбл - обычно случайный алгоритм длиной 22-25 вращений, используемый для размешивания Кубика.

Спидкубинг - скоростная сборка Кубика на время. Люди, занимающиеся такой скоростной сборкой, называют себя «спидкуберами».

Так как международное сообщество спидкуберов общается на английском языке, то многие из терминов приходят оттуда и применяются уже среди русскоговорящих сборщиков. Например, последовательность для первоначального размешивания Кубика перед соревнованиями называется скрэмбл от англ. «scramble» - шифровать. Кубики могут перемещаться (менять местоположение, position), а могут вращаться (изменять ориентацию в пространстве, orient). От «position» и «orient» происходят аббревиатуры PLL и OLL.

PLL (Permutation Last Layer) - набор алгоритмов для перестановки кубиков при решении последнего слоя.

OLL (Orient Last Layer) - набор алгоритмов для правильного ориентирования кубиков при решении последнего слоя.

F2L (First 2 Layers) - набор алгоритмов для сборки первых двух слоёв Кубика (установка 4-х пар угловых и бортовых кубиков)

OH PLL и OH OLL (One Hand PLL и One Hand OLL) - наборы алгоритмов PLL и OLL для сборки одной рукой

CLL (Corner Last Layer) - набор алгоритмов для сборки верхнего слоя в кубике 2x2x2 (одновременная перестановка и вращение всех углов)

Язык вращений кубика Рубика 3x3x3

Язык вращений или Азбука вращений - это это специальная нотация (способ записи) вращений граней кубика Рубика. Этот язык нужен, чтобы можно было в коротком и понятном виде записать на бумаге или запечатлеть на каком-нибудь другом носителе порядок вращений, необходимых для сборки или разборки.

Существует два «стандарта» в нотации - с использованием кириллицы (это более понятно для русскоязычных людей), и с использованием латинницы (это более распространено в остальном мире, а также среди спидкуберов). Мне как русскому человеку больше нравится кириллица, поэтому я свои описания сборки привожу в кириллической нотации.

Вращения кубика записываются по названию его стороны, в соответствии со следующими правилами:

  • Если после буквы ничего не стоит, то, значит, вращаем слой, содержащий указанную грань, по часовой стрелке, как если бы мы смотрели на эту грань в лицо.
  • Если после буквы стоит штрих «'», значит, вращаем против часовой стрелки, как если бы мы смотрели на грань в лицо.
  • Если после буквы стоит 2 или значок «2», значит, вращаем эту сторону на 180 градусов. Если ещё стоит штрих, к примеру В'2, то это означает в данном алгоритме удобнее вращать В2 против часовой стрелки.
Латиница Кириллица Описание вращения
Прямые одинарные вращения: на +90° (по часовой стрелке)
F Front Ф Фронт Фронтальный (передний) слой на +90°
B Back Т Тыл Тыльный (задний) слой на +90°
R Right П Право Правый слой на +90°
L Left Л Лево Левый слой на +90°
U Up В Верх Верхний слой на +90°
D Down Н Низ Нижний слой на +90°
Обратные одинарные вращения: на -90° (против часовой стрелки)
F' Ф' Фронт назад Фронтальный (передний) слой на -90°
B' Т' Тыл назад Тыльный (задний) слой на -90°
R' П' Право назад Правый слой на -90°
L' Л' Лево назад Левый слой на -90°
U' В' Верх назад Верхний слой на -90°
D' Н' Низ назад Нижний слой на -90°
Двойные вращения: на 180°
F2 Ф2 Фронт 2 раза Фронтальный (передний) слой на +180°
B2 Т2 Тыл 2 раза Тыльный (задний) слой на +180°
R2 П2 Право 2 раза Правый слой на +180°
L2 Л2 Лево 2 раза Левый слой на +180°
U2 В2 Верх 2 раза Верхний слой на +180°
D2 Н2 Низ 2 раза Нижний слой на +180°
Обратные двойные вращения: на -180° (против часовой стрелки)
F'2 Ф'2 Фронт назад 2 раза Фронтальный (передний) слой на -90°
B'2 Т'2 Тыл назад 2 раза Тыльный (задний) слой на -90°
R'2 П'2 Право назад 2 раза Правый слой на -90°
L'2 Л'2 Лево назад 2 раза Левый слой на -90°
U'2 В'2 Верх назад 2 раза Верхний слой на -90°
D'2 Н'2 Низ назад 2 раза Нижний слой на -90°

Чуть реже встречаются алгоритмы, когда надо вращать одновременно два слоя - внешний и средний как единое целое. Такие вращения обозначаются следующим образом:

Вращения пар слоёв (как единое целое)
Fw или f Фc Фронт середина фронт вместе со средним слоем как фронт
Bw или b Тc Тыл середина тыл вместе со средним слоем как тыл
Lw или l Лc Лево середина лево вместе со средним слоем как лево
Rw или r Пc Право середина право вместе со средним слоем как право
Uw или u Вc Верх середина верх вместе со средним слоем как верх
Dw или d Нc Низ середина низ вместе со средним слоем как низ

Вращение среднего слоя происходит в два хода: сначала вращается в нужном направлении пара слоёв - средний вместе с внешним, затем внешний слой возвращается обратно.

Вращения средних слоёв
S Standing Сф Середина фронт крутится сначала Фс, затем Ф'
S' Ст Середина тыл крутится сначала Тс, затем Т'
M' Сп Середина право крутится сначала Пc, затем П'
M Middle Сл Середина лево крутится сначала Пc', затем П
E' Св Середина верх крутится сначала Нс', затем Н
E Equatorial Сн Середина низ крутится сначала Нc, затем Н'

Кроме вращений слоёв куба, существуют обозначения поворотов (оборотов) всего Кубика в пространстве (в среде спидкуберов их называют «перехваты»):

Перехваты
x Оп весь куб поворачиваем как право (Фронт становится Верхом)
x' Ол весь куб поворачиваем как лево (Фронт становится Низом)
y Ов весь куб поворачиваем как верх (Фронт становится Левой гранью)
y' Он весь куб поворачиваем как низ (Фронт становится Правой гранью)
z Оф весь куб поворачиваем как фронт (Верх становится Правой гранью)
z' От весь куб поворачиваем как тыл (Верх становится Левой гранью)

Для вращений пар слоёв, средних слоёв и перехватов, также как и для обычных вращений, действует значок «2», означающий удвоение действия.

Разное

games/golovolomki/algoritmy/terminology.txt · Последние изменения: 2018/02/12 09:06 — NoZDR

Инструменты страницы



Инструменты пользователя