Инструменты пользователя

Инструменты сайта


Навигация




Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Сколько дней блогу

Ставрометрия

Ставрометрия - раздел ставрографии, посвященный изучению разме­ров и форм крестов по цифровым характеристикам. Термин предложен Д.В.Пежемским в работе «Пути объективизации ставрографических исследований. часть 2»


Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований. часть 2

Как показывает практика, ставрографические исследования в России становятся все более популярными, изучение Креста во множестве различных аспектов приобретает все большее значение. Комплексная научная дисциплина о Кресте, за которой прочно закрепилось название ставрография, имеет огромный потенциал. Это касается не только сферы позна­ния, но сферы духовной, мировоззренческой. Наблюдая за процессом разви­тия ставрографии, убеждаешься в необходимости разработок по методологии этой новой для многих научной дисциплины. Предлагаемое исследование было задумано мною для усовершенствования методики работы ставрографов (как искусствоведов, так и археологов), как попытка создать комплекс методических инструментов. Напомню, что в первой его части речь шла 0 проблемах профессиональной коммуникации в самом широком их понима­нии — вопросах ставрографической терминологии и путях наиболее адекват­ного описания и презентации ставрографических памятников.

Типологичес­кий метод, давно применяющийся в ходе изучения крестов, предложено ис­пользовать в той его «редакции», которая разработана Ю. Л. Щаповой и ее учениками. Конструктивный подход к исследованию крестов позволяет мак­симально объективно описывать памятники и строить для них типологичес­кие ряды. Информацию о конструктивных особенностях креста предложено формализовать, применяя метод формул. В соответствии с заявленной темой во второй части работы речь пойдет в основном о метрическом подходе к ис­следованию крестов, его достоинствах и возможностях, будет описана изме­рительная техника и предложена программа измерений.

Огромное разнообразие размеров и пропорций крестов хорошо известно нам из эмпирического опыта. Более того, многие ставрографические памят­ники измерялись в процессе их хранения в музейных собраниях и составле­ния на них учетной документации (паспортов, карточек и т. п.). Несмотря на это, до публикации цифровой материал доходил крайне редко. Исключе­нием здесь являются в основном каталоги, где результаты измерений прак­тически никогда не становятся предметом специального исследования. При наличии большого числа цифровых данных по различным классам кре­стов мы приобретаем возможность исследовать многообразие их форм при помощи статистических методов. В настоящее время элементарные статисти­ческие работы можно проводить и без серьезной математической подготов­ки, используя программное обеспечение Microsoft Ехсеl и STATISTICA.

Для обозначения раздела ставрографии, посвященного изучению разме­ров и форм крестов по цифровым характеристикам, в данной работе предло­жен термин ставрометрия.

Ставрометрия. Измерение, как известно, один из самых распрост­раненных способов фиксации и исследования морфологической информа­ции. При этом измерительные методики — один из главнейших факторов объективизации исследовательской деятельности. Во многих научных дис­циплинах ведется работа по составлению и усовершенствованию программы измерительных признаков. Измерения можно, конечно, вести и без предва­рительно разработанной программы, но в этом случае имеется возможность упустить какой-нибудь важный признак или целый их комплекс. При нали­чии же специально подготовленной программы исследования метрических характеристик становятся комплексными и систематическими, приобретают направленный характер.

Общая ставрометрическая программа. Конкретный набор измерительных признаков, которые должны войти в программу, вероятно, зависит от классов и типов изучаемых крестов. Тем не менее, имеются об­щие, лучше сказать — базовые, характеристики, присущие любому кресту. Именно их и необходимо исследовать в первую очередь. В большинстве слу­чаев они хорошо ассоциируются с предложенными мною конструктивными типами крестов. Отмечу здесь, что общая программа рассчитана как на кре­сты, изображенные линиями, так и на кресты, имеющие площадь или пло­щадь и объем. Нетрудно понять: чем проще крест по своим пространствен­ным характеристикам, тем короче измерительная программа.

Базовые метрические признаки легко подразделяются на абсолютные размеры и относительные характеристики (или индексы/указатели).

Абсолютные размеры. Исследование абсолютных размеров крестов важ­но как в научном, так и в практическом отношении. Кроме исследователь­ского стремления к познанию многообразия крестов и классификации их по абсолютной величине, необходимо обратить внимание и на сугубо практиче­скую сторону этого знания. Во-первых, изготовление крестов современными мастерами часто идет по пути проб и ошибок, через самостоятельный поиск оптимальных пропорций (конечно, если речь не идет о простом копирова­нии), в чем ставрометрические данные могут им существенно помочь. Во-вторых, постройка нового или реставрация древнего храма, сопряженные с водружением нового креста, подразумевают не только соразмерность этого креста самому храму и его архитектурным деталям, но и соответствие его размеров и веса инженерно-техническим требованиям к устойчивости и бе­зопасности.

Признаки, относящиеся к абсолютным размерам креста, предлагаю обо­значать арабскими цифрами и в дальнейшем закрепить за ними эти номера во избежание путаницы. В этом случае таблицы ставрометрических данных, составленные разными исследователями, будут более сопоставимы.

Признаки:

№ 1. Общая высота мачты — прямая длина центральной оси креста, измеряемая от самой верхней точки (включая верхнюю лопасть) до самой нижней; или самой нижней из тех, что возможно зафиксировать (рис. 1). Необходимо обра­тить внимание на то, что измерение должно производиться в соответствии с конструктивным подходом: дополнительные конструктивные элементы, включая Голгофу, измеряются отдельно. Если крест представляет собой вещь, то не следует включать в эту характеристику, например, рукоять напре­стольного креста, ушко креста-тельника или шип в основа­нии монументального креста. Эти элементы также достойны самостоятельного метрического выражения. Сложнее обстоит Рис. 1 дело с декором, который часто увеличивает размеры собст­венно конструктивной основы креста. Этот вопрос требует специальной про­работки в связи с проблемами декорирования крестов разных классов.

№ 2. Ширина средней перекладины — наибольшая ширина средней пе­рекладины (= наибольшая ширина креста), взятая без учета формы лопасти. В данном случае также важен учет проблемы декора, влияющего на форму или конструкцию креста (рис. 1).

№ 3. Ширина верхней перекладины — наибольшая ширина верхней пе­рекладины без учета формы ее лопастей (рис. 2).

№ 4. Прямая ширина нижней перекладины — максимальная протяжен­ность нижней перекладины (фактически — ее длина), измеренная без учета формы лопастей и наклона, если он имеется (рис. 2).

№ 4а. Проекционная ширина нижней пе­рекладины — ширина нижней перекладины, спроецированная на основание или, лучше, на среднюю перекладину (рис. 2).

№ 5. Уровень средней перекладины — вы­сота крепления средней перекладины, то есть расстояние от нижней точки мачты до пере­крестия или центра средокрестия, если крест имеет площадь (рис. 3).

№ 6. Уровень верхней перекладины — вы­сота крепления верхней перекладины, то есть расстояние от нижней точки мачты до верхне­го перекрестия или середины верхней перекла­дины, если крест имеет площадь (рис. 3).

№ 7. Уровень нижней перекладины — вы­сота крепления нижней перекладины, то есть расстояние от нижней точки мачты до нижне­го перекрестия или середины нижней пере­кладины, если крест имеет площадь (рис. 3).

№ 8. Угол наклона нижней переклади­ны — угол, под которым нижняя перекладина располагается по отношению к мачте, то есть угол ско­шенности «подножия» (рис. 3).

№ 9. Высота Голгофы — прямая высота Голгофы от наиболее низкой точки мачты креста до наиболее низких точек Голгофы вне зависимости от количества ее ступеней, уступов и т. п.; при неравной длине сто­рон предлагается брать среднее значение (рис. 4).

№ 10. Ширина Голгофы — наибольшая ширина Голгофы (рис. 4).

№ 11. Диагональ средокрестия — длина диагонали квадрата средокрестия (или прямоугольника — при не­равной ширине мачты и средней перекладины). Так как идеально ровные кресты встречаются нечасто, рекомен­дуется измерять длину обеих диагоналей (рис. 1).

№ 12. Ширина мачты/ствола — ширина мачты ни­же средокрестия (рис. 1); в случае, когда образующие края не являются параллельными, см. № 12а и 12б.

№ 12а. Наименьшая ширина ствола — наимень­шая ширина ствола, измеряемая вне зависимости от расположения наиболее узкого участка (рис. 2).

№ 12б. Наибольшая ширина ствола — наибольшая ширина ствола, изме­ряемая вне зависимости от расположения наиболее широкого участка (рис. 2).

№ 13. Ширина верхней лопасти — ширина верхней ло­пасти при параллельных образующих (рис. 2).

№ 13а. Наименьшая ширина верхней лопасти — наи­меньшая ширина верхней лопасти, измеряемая вне зависи­мости от расположения наиболее узкого участка.

№ 136. Наибольшая ширина верхней лопасти — наи­большая ширина верхней лопасти, измеряемая вне зависи­мости от расположения наиболее широкого участка.

№ 14. Ширина лопастей средней перекладины — собст­венно ширина средней.

№ 14а. Наименьшая ширина лопастей средней перекладины — наименьшая ширина средних ло­пастей, измеряемая вне зависимо­сти от расположения наиболее уз­кого участка (рис. 5).

№ 14б. Наибольшая ширина лопастей средней перекладины — наибольшая ширина средних ло­пастей, измеряемая вне зависимо­сти от расположения наиболее широкого участка (рис. 5). № 15. Ширина лопастей верхней перекладины — собственно ширина верхней перекладины; при асимметрии и неровностях каждую лопасть сле­дует измерять отдельно (рис. 2).

№ 15а. Наименьшая ширина лопастей верхней перекладины — наимень­шая ширина лопастей «таблицы», измеряемая вне зависимости от располо­жения наиболее узкого участка.

№ 15б. Наибольшая ширина лопастей верхней перекладины — наиболь­шая ширина лопастей «таблицы», измеряемая вне зависимости от располо­жения наиболее широкого участка.

№ 16. Ширина лопастей нижней перекладины — собственно ширина нижней перекладины; при асимме­трии и неровностях каждую лопасть следует измерять отдельно.

№ 16а. Наименьшая ширина лопастей нижней пе­рекладины — наименьшая ширина лопастей «подно­жия», измеряемая вне зависимости от расположения наиболее узкого участка.

№ 16б. Наибольшая ширина лопастей нижней перекладины — наибольшая ширина лопастей «подно­жия», измеряемая вне зависимости от расположения наиболее широкого участка.

№ 17. Средняя толщина (для креста, имеющего объем) — прямая толщи­на креста, иными словами, его переднезадний диаметр; при аморфных вари­антах толщина измеряется в нескольких местах и усредняется (рис. 6).

К простым линейным признакам, измеряемым непосредственно, следует добавить несколько генерализованных показателей абсолютных размеров.

№ 18. Модуль креста (двухмерный) — исчисляется как полусумма высо­ты мачты (№ 1) и ширины средней перекладины (№ 2).

№ 19. Модуль креста (трехмерный) — исчисляется как полусумма высо­ты мачты (№ 1), ширины средней перекладины (№ 2) и средней толщины креста (№ 17).

№ 20. Модуль средокрестия — полусумма двух диагональных характери­стик средокрестия; при бесспорно параллельных образующих может быть с успехом заменен размером № 11 — предложен в основном для оценки мас­сивности или тонкого строения креста.

Для оптимизации ставрометрической работы можно также предложить специальный бланк, в который удобно и заносить, и считывать измеритель­ную информацию. При статистической обработке материала последнее заме­чание становится особенно актуальным. В верхней строке бланка можно по­местить ячейки для внесения описательной информации о кресте: КТ — ба­зовый конструктивный тип, ТЛ — тип лопасти, ДКЭ — дополнительный конструктивный элемент, Гол. — наличие или отсутствие Голгофы и ее тип, ОС — орудия Страстей, ГА — глава Адама.

Хорошо представляя, что именно нужно измерять, обратимся к вопросу, чем эти признаки можно измерить. Во-первых, инструменты должны быть точными, во-вторых, удобными в обращении и адекватными размеру ставрографических памятников. Так, для изучения мелких объектов (например, на­тельных крестов) лучше всего использовать малый штангенциркуль (ШЦ-1). Для еще большего удобства его рабочие ножки лучше всего сточить «на иглу». Точность измерений для таких крестов должна быть доведена до 0,1 мм. Кре­сты средних размеров (например, наперсные, напрестольные и т. п.) можно измерять штангенциркулем средних размеров (ШЦ-2 или ШЦ-3). В данном случае точность измерений опускается до 0,5—1 мм. Использование линейки для первых двух групп памятников нецелесообразно. Крупные ставрографические памятники (запрестольные, выносные и, особенно, монументальные кре­сты) чаще всего могут быть измерены только рулеткой. Допустимо использо­вание линеек разной длины. Точность измерения здесь значительно меньшая, что часто продиктовано неровными гранями и характером обработки матери­ала, — около 0,5—1 см. Угол наклона нижней перекладины (№ 8) на крестах небольшого размера легко измерить обычным транспортиром. Если речь идет о монументальных крестах и транспортир по каким-то причинам непри­меним, то величину этого угла можно получить тригонометрически.

Ставрометрический бланк №

Памятник:

Место хранения:

Датировка: Источник: _

КТ ТЛ ДКЭ Гол. ОС

ГА

1. Общая высота мачты

2. Ширина средней перекладины

3. Ширина верхней перекладины

4. Прямая ширина нижней перекладины

5. Уровень средней перекладины

6. Уровень верхней перекладины

7. Уровень нижней перекладины

8. Угол наклона нижней перекладины

9. Высота Голгофы

10. Ширина Голгофы

11. Диагональ средокрестия

12. Ширина мачты

13. Ширина верхней лопасти

14. Ширина лопастей средней перекладины

15. Ширина лопастей верхней перекладины

16. Ширина лопастей нижней перекладины

17. Средняя толщина креста

18. Модуль креста (двухмерный)

19. Модуль креста (трехмерный)

20. Модуль средокрестия

носительные размеры. Изучение относительных размеров крестов, особенно в отношении их пропорций, позволяет получить более объективную информацию об изменчивости типологических рядов во времени и простран­стве. Кроме того, как и в случае с абсолютными размерами, имеется возмож­ность применять эти данные в практике изготовления современных крестов: например, для поддержания традиционных форм и пропорций или при созда­нии креста для восстанавливаемого храма, адекватного по внешнему виду времени сооружения конкретного архитектурного объекта. Следует отметить еще один, может быть, наиболее важный момент. Изучение относительных метрических признаков крестов можно проводить без непосредственного контакта с памятником, то есть по изобразительным источникам — как опуб­ликованным, так и не опубликованным: рисункам, фотографиям и т. п.

Цифровое обозначение относительных признаков (указателей, или ин­дексов) предлагается проводить в соответствии с морфологическим смыслом, используя нумерацию абсолютных признаков, положенных в их основу (см. список абсолютных размеров и ставрометрический бланк).

2:1. Указатель пропорций — отношение ширины средней перекладины (№ 2) к высоте мачты (№ 1), умноженное на 100; чем указатель больше, тем крест шире и ниже. Для рубрикации основных форм креста предлагаются термины: мезоморфный — крест средних пропорций, лептоморфный — узкий и длинный, платиморфный — широкий и короткий.

3:2. Указатель ширины верхней перекладины — отношение ширины верхней перекладины (№ 3) к ширине средней перекладины (№ 2), умно­женное на 100; чем указатель больше, тем верхняя перекладина шире.

4:2. Указатель ширины нижней перекладины — отношение ширины нижней перекладины (№ 4) к ширине средней (№ 2), умноженное на 100; чем указатель больше, тем нижняя перекладина шире.

5:1. Указатель уровня средней перекладины — отношение уровня сред­ней перекладины (№ 5) к длине мачты (№ 1), умноженное на 100; чем ука­затель больше, тем средняя перекладина расположена выше.

6:1. Указатель уровня верхней перекладины — отношение уровня верх­ней перекладины (№ 6) к длине мачты (№ 1), умноженное на 100; чем ука­затель больше, тем верхняя перекладина расположена выше, при величине указателя, близкой к 100, тип креста приближается к тау-типу (при тау-типах вычисление этого указателя не имеет смысла).

7:1. Указатель уровня нижней перекладины — отношение уровня нижней перекладины (№ 7) к длине мачты (№ 1), умноженное на 100; чем указатель больше, тем нижняя перекладина расположена выше.

9:1. Указатель высоты Голгофы — отношение высоты Голгофы (№ 9) к высоте мачты (№ 1), умноженное на 100; чем указатель больше, тем Гол­гофа выше.

10:2. Указатель ширины Голгофы — отношение ширины Голгофы (№ 10) к ширине средней перекладины (№ 2), умноженное на 100; чем ука­затель больше, тем Голгофа шире.

20:18. Указатель массивности — отношение модуля средокрестия (№ 20) к модулю креста (№ 18), умноженное на 100; чем указатель больше, тем крест массивнее, то есть средокрестие занимает значительную площадь.

В целом число указателей может быть очень большим, абсолютные при­знаки могут сочетаться с различной степенью сложности. Наверное, целесо­образно оставить вопрос о других относительных признаках на предусмотрение исследователей, которые будут дополнять предложенную программу в соответствии с целями и задачами конкретной работы. При этом необхо­димо лишь помнить, что новые признаки должны быть унифицированы и со­поставимы друг с другом в разных работах.

Примеры. В качестве примеров того, как предложенные указатели могут «работать», приведем некоторые факты. Сначала обратимся к широтным пропорциям. Наиболее ранние кресты — VI—VII веков, такие, как Велитернский крест, крест-гемма из катакомб Понтиана и многие другие, имеют ука­затель пропорций (№ 2 : № 1) равный 63—67 — вероятно, наиболее гармо­ничное соотношение. Много позднее, в XV веке, в Новгородских землях на печатях и монументальных крестах появляются «ужатые» изображения крестов, указатель пропорций для них приблизительно равен 20, что крайне мало. Для XVI—XVII и более поздних столетий, напротив, характерны более широкие кресты с широко варьирующим указателем пропорций (от 48—50 до 75 и более; иногда превышающим 100, в случае доминирования ширины над высотой.

Цифровой материал, публикуемый обычно в каталогах, с некоторыми оговорками также может быть использован в ставрографической работе. В демонстрационных целях рассмотрим цифровой материал по напрестоль­ным крестам из собрания Псковского музея[6]. Вычислив указатели пропор­ций для 26 объектов, обнаружим, что напрестольные кресты по этому при­знаку варьируют значительно, в среднем величина указателя равна 53,6, но изменчивость его имеет некоторую направленность. Оказывается, что на­престольные кресты от конца XVI к концу XVIII века становятся относи­тельно более широкими (от 51,5 к 57—59 и наконец до 76 в 1780-е годы). При этом XVII век отличается достаточно узкими напрестольными креста­ми — указатель варьирует от 46—47 до 49—50. Правда, для того чтобы выяс­нить, насколько эти закономерности имеют общий характер, потребуется специальное исследование.

В отношении высотных пропорций также можно привести яркий при­мер. Вернемся к ранним крестам VI—VII веков, указатель уровня средней перекладины (№ 5 : № 1) будет варьировать у них в пределах 62—75. При этом русские кресты позднего средневековья, хорошо знакомые нам по высоко поднятым верхней и средней перекладинам, имеют указатель 80—90.

Примеры можно было бы умножать бесконечно, они со всей очевиднос­тью иллюстрируют крайнюю необходимость изучения размеров и пропорций у различных классов ставрографических памятников.

Частные ставрометрические исследования. В рамках изучения конкретных классов крестов всегда будут возникать ситуации, ког­да какой-нибудь признак, указанный в общей программе, не будет фиксиро­ваться. Отмечу также, что в ряде случаев фиксация того или иного призна­ка не будет иметь смысла (например, признак № 13 — ширина верхней ло­пасти — при параллельных на всем протяжении краях мачты). Имеются и еще более частные случаи, по которым хотелось бы высказать ряд сообра­жений.

К ставрометрии нательных крестов. Кресты-тельники — крайне много­численный и очень интересный класс ставрографических памятников. В рам­ках археологических исследований нательные кресты и энколпионы являют­ся основными группами крестов. Цифровые данные по ним периодически публикуются, но за отсутствием разработанной программы остается неяс­ным, как брался тот или иной размер. Чаще всего, думается, исследователи измеряют общие, так называемые габаритные, размеры. В соответствии с конструктивной морфологией креста-тельника целесообразным было бы измерение его длины без ушка (или крепления) и без учета «отягчающего» его декора, а параметрами ушка дополнить ставрометрическую программу. Не следует забывать также, что, несмотря на сильную уплощенность, натель­ные кресты — это объемные объекты, подразумевающие исследование их толщины.

К ставрометрии литургических крестов. В отношении крестов, исполь­зующихся в богослужебной практике, например напрестольных, следует помнить, что они, как правило, снабжены рукоятью, которая может быть вы­ражена очень слабо. Тем не менее, при измерении этих памятников не со­всем верным будет включать длину рукояти в общую длину мачты. Особен­но это актуально для запрестольных и выносных крестов, имеющих очень длинный шест-крепление. Этот дополнительный конструктивный элемент должен быть измерен отдельно.

К ставрометрии монументальных крестов. Монументальные кресты, в первую очередь каменные, часто имеют выраженное основание, в которое переходит мачта в нижней своей части. В таком случае основание следует рассматривать как дополнительный конструктивный элемент и измерять от­дельно. То же самое можно сказать и о шипе в основании креста, использо­вавшегося для крепления в стояне, и о каменном круге, столь характерном.

например, для новгородских каменных крестов. При наличии круга опти­мальным было бы измерить не только его диаметр (рис. 5), но и ширину «обода», и его толщину, которая часто меньше средней толщины самого кре­ста. Особого внимания требуют менее броские детали, например, резной кант, расположенный по периметру креста, высота выемчатой или обронной резьбы при наличии надписей и изображений.

Декор. Проблема украшения различного рода крестов и многообразия их декора — тема отдельной публикации. В данном случае мне хотелось бы обратить внимание коллег на ряд достаточно важных моментов, учет кото­рых, как кажется, позволит избегать методических осложнений при работе со ставрографическими памятниками.

В настоящее время господствует представление о декоре, размещенном на вещах, как о чем-то нерасчлененном, чаще всего он рассматривается в це­лом. Декор на крестах вообще крайне редко становится предметом исследо­вания. Насколько мне известно, конструктивный подход к изучению декора вообще никогда не применялся.

В рамках системного подхода к вещи декор рассматривается как само­стоятельная подсистема. Действительно, с точки зрения конструктивной морфологии декор может быть легко «сброшен», и тогда вещь предстанет в виде «чистой» конструкции. Для крестов это, вероятно, будут базовые кон­структивные типы К «чистым» конструкциям крестов зачастую примыка­ют так называемые дополнительные конструктивные элементы, основное на­значение которых — нести определенные смысловые сигналы, то есть яв­ляться символами. Они рассматривались мною в первой части работы. Не секрет, что дополнительные конструктивные элементы крестов тесно свя­заны с сюжетами из Священного Писания (круг-венец, Голгофа, орудия Страстей) или с их интерпретацией Священным Преданием (побеги вино­градной лозы, якорь, глава Адама). Если в случае с Голгофой или главой Адама несомненен мощный акцент на символической их стороне, то в слу­чае с побегами виноградной лозы, ветвями растений или цветами на первый план выходит именно декоративная функция дополнительного конструктив­ного элемента. То же самое можно сказать и о большом круге (круге-нимбе) монументальных каменных крестов, которые приобретают с ним особую эс­тетическую привлекательность. Следовательно, необходимо разобраться в том, где проходит граница между дополнительным конструктивным эле­ментом и декором.

Кроме традиционного набора дополнительных конструктивных элемен­тов, часть из которых несет и декоративные функции, на огромном числе крестов имеются декоративные элементы, часто не лишенные символической составляющей, активно «вмешивающиеся» в конструкцию креста. Это могут быть:

лучи, завитки, «виньетки» в области средокрестия;

«засечки», щитки, медальоны, сегменты на лопастях;

гирьки, «бусины», лепестки на углах и краях лопастей.

Все эти декоративные элементы, далеко не полный перечень которых здесь приведен, «внедряются» в конструкцию крестов, безусловно, усложняя ее, «пряча» от исследователя более простую морфологическую информацию.

Наконец, стоит упомянуть декор, совсем (или почти) не влияющий на конструкцию креста. Это, если будет позволено так выразиться, «чистый» де­кор. При этом он может состоять из тех же самых элементов (лоза, щитки, медальоны, лепестки), но расположены они будут по-иному. Их влияние на конструкцию практически не прослеживается.

Итак, речь должна идти о:

конструктивном элементе, несущем декоративные функции;

декоративном элементе, принимающем на себя функции конструктив­ного элемента;

декоративном элементе, не участвующем в формообразовании, несу­щем исключительно декоративные функции.

Если не различать этих важнейших видов декора, то классификация ставрографических объектов и построение типологий крестов будет оставать­ся крайне трудоемкой или вовсе невыполнимой задачей. Без учета очевид­ного факта, что часть декора несет на себе конструктивные функции, науки о вещах обречены на создание громоздких и крайне сложных в обращении типологии.

Системный подход к изучению вещей — направление чрезвычайно пер­спективное. Крест как объект исследования также может быть описан в ка­тегориях теории систем и представлен подсистемами «морфология», «техно­логия», «материал» и «функция». Данная работа посвящена исключительно подсистеме «морфология», где представлены примеры разработок по подси­стемам второго порядка — «конструкции», «метрике», «декору». Конструк­тивный и метрический подходы к исследованию всего многообразия крес­тов — это максимально объективный методический инструмент, позволяю­щий проводить широкие сопоставления, изучать временную динамику изменчивости форм (конструкций, размеров, пропорций), вопросы их проис­хождения, связи с литургической практикой. Правда, как показывает опыт, не так сложно разработать методику, как убедить своих коллег использо­вать ее…

info/stavrologija/stavrometrija.txt · Последние изменения: 2015/10/20 07:40 (внешнее изменение)

Инструменты страницы